Консультация для родителей:
"Книга в жизни ребенка"
Десять «почему» детям необходимо читать книжки.
1. Благодаря чтению
развивается речь ребенка и
увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои
мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение
развивает мышление. Из книг ребенок
учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет
ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой
стимулирует творческое воображение, позволяет
работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает
познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и
периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе,
технике, истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают
ребенку познать самого себя. Для чувства
собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и
реагируют так же, как он.
6. Книги помогают
детям понять других. Читая книги,
написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и
чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую
книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения
способствует духовному общению родителей и детей,
установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет
поколения.
8. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они
учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к
сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают.
Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и
указывают выход из трудного положения.
10. Чтение –
самое доступное и полезное для
интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Когда нужно учить
технике чтения?
Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью
и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его
возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг.
Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение.
Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной
деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает
ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными
эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может
возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти
не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.
Итак, в дошкольном детстве важно не
обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг.
Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет
умение читать.
И еще, в педагогике есть такой
принцип – подобное вызывается подобным. Интерес, желание читать проявится у
детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения.
Сделать процесс чтения более увлекательным совсем не сложно. Взяв с полки
книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям почитать по ролям,
организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации.
Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей трактовкой прочитанного.